Top.Mail.Ru

Сергею Почину – 70

«Мы постоянно доказываем состоятельность своих идей»: Сергей Почин отметил 70-летие

Журналист, сценарист и режиссер отпраздновал юбилей 7 октября. Он рассказал, как работал в газетах в Советском Союзе, о чем говорил с Владимиром Путиным и какие картины готовит к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

– Сергей Алексеевич, можете вспомнить, как вы оказались в журналистике?

– Я родился в Ленинграде. Учился в школе. И когда я возвращался домой, то проходил по Боровой.

А там на стендах, как, впрочем, и на многих других улицах, были наклеены газеты. И я, пока их не прочитаю, дальше не шел. Видимо, оттуда и появилась тяга к журналистике.

В седьмом классе мы занимались историей Пятой партизанской бригады, в нашей школе создавали музей. И предприятие, которое над нами шефствовало, завод «Светлана», опубликовало в своей газете заметку о том, что мы поставили партизанам памятник. Подписал ее ученик седьмого класса Сергей Почин. Когда я поступал на факультет журналистики, эту публикацию в числе трех необходимых отдал для творческого конкурса.

– Уже после университета вам довелось работать и в газете «Светлана». Чем это запомнилось?

– Уникальным было само предприятие – Ленинградское объединение электронного приборостроения «Светлана». Там выпускали передовую по тем временам продукцию – и микроэлектронику, и генераторы, и рентгеновское оборудование. Это был настоящий флагман, а руководил им Олег Филатов, дважды Герой Социалистического Труда.

Конечно, такое предприятие не могло иметь худосочную газету, был создан первый на то время корпоративный еженедельник. У нас сложился очень славный коллектив во главе с выдающимся редактором Ириной Воробьевой.

В редакции газеты работала и нынешний директор Русского музея Алла Манилова, и Олег Вдовин (журналист, один из руководителей пресс-службы Игр доброй воли – 1994 – Ред.), и Константин Сухенко (ныне представитель губернатора в Законодательном собрании Петербурга – Ред).

Очень много замечательных, на мой взгляд, людей работали в «Светлане». Во многом газета дала им своего рода путевку в жизнь, научила общаться с людьми, а не только уметь писать.

– Почему вы ушли из «Светланы»?

– Я не ушел. Меня пригласили работать в «Ленинградскую правду», в отдел промышленности. Сначала рядовым сотрудником, потом стал специальным корреспондентом, заведующим отделом…

– Следом был Смольный?

– «Ленинградская правда» – это же была главная партийная газета города с тиражом более полумиллиона экземпляров. Мы ездили на разные партконференции, партийные мероприятия.

Естественно, идеологический отдел областного комитета партии приглашал к себе тех людей, которые знают жизнь газет изнутри. Меня туда тоже пригласили, а по сути дела – изъяли. И я курировал ведущие газеты города. Был неким демпфером между большими партийными руководителями и журналистскими коллективами. Старался не давать в обиду журналистов и консультировал партийных руководителей с тем, чтобы они принимали верные решения.

Именно в то время создали газету «Час Пик», которая быстро оказалась костью в горле. Именно тогда постоянно наезжали на молодежную «Смену» во главе с Виктором Югиным… Я же пытался мешать этим нападкам, не давать в обиду своих коллег, журналистов. Время тогда было передовое.

А уже потом, в начале 1990-х, когда наступило общее непонимание, чем вообще занимается областной комитет партии, я ушел. Просто ушел в чистое поле.

И мы вместе с Олегом Вдовиным, коллегой из горкома партии, создали свое самостоятельное издательство, начали выпускать культурологическую газету «Нива».

Потом создали еще одно издательство – «Ленинградское издательское дело». Когда город стал Санкт-Петербургом, переименовали его в «Санкт-Петербургское издательское дело».

– С администрацией мэра Анатолия Собчака сложились отношения?

– Со всеми был в нормальных отношениях. С Анатолием Собчаком делал интервью для первого бортового журнала авиакомпании «Пулково». Тогда это издание называлось Leningrad News. С Владимиром Путиным, который был председателем Комитета по внешним связям, тоже интервью делал для бортового журнала, с Анатолием Чубайсом…

– О чем говорили?

– О жизни города. С Анатолием Собчаком – о городе в целом. С Владимиром Путиным – о взаимодействии с западными странами, с Анатолием Чубайсом – о финансах города, промышленности.

– Основная ваша деятельность сегодня – это кинодокументалистика. Как в ней оказались?

– В Смольном при Владимире Яковлеве я был советником первого вице-губернатора, который курировал социальную сферу. И там познакомился с ребятами с Молодежной биржи труда. У них была небольшая телестудия, они рассказывали о проблемах трудоустройства, занятости, а потом вышли уже на новый уровень и стали делать программы для Первого канала, который тогда был еще ОРТ, для еще ряда региональных компаний. И они меня тоже пригласили. Я стал сначала главным редактором, потом студию переименовали в «Телеинвест». Это был 1998 год. То есть получается, что уже четверть века я руковожу этой компанией.

Мы вышли на стабильное производство документальных фильмов и просветительских телепрограмм для разных каналов – это и «Санкт-Петербург», и «78», «ЛенТВ24», «Звезда», «Культура».

Буквально на днях на канале «Культура» вышла первая программа из цикла «Доминанты», которая рассказывает о знаковых событиях в жизни на рубеже XX-XXI веков – о «Кармен-сюите» с Майей Плисецкой, опере «Евгений Онегин» с Юрием Темиркановым.

– Сколько времени, на ваш взгляд, должно пройти с события, чтобы о нем можно было снимать документальный фильм?

– Документальные фильмы снимают не только о событиях, но и о людях, о явлениях. Например, картина «Инклюзив для Кармен» (12+) посвящена работе небольшого самодеятельного театра, в котором все актеры в той или иной степени люди с ограниченными возможностями.

Роль Хосе исполнял незрячий актер. Мы рассказали о том, как люди преодолевают себя, исполняют свои творческие мечты. Немало фильмов у нас посвящено и конкретным персонажам, которые много значат для нашего города. Последняя работа – о Сергее Мигицко, ему в этом году исполнилось 70 лет.

– Какое самое отдаленное событие в веках удалось запечатлеть в фильмах?

– В восьмисерийном цикле «Тайны древней столицы» мы рассказывали о Старой Ладоге, временах, когда ее основали.

– Документалистика в России – это чаще всего история про гранты, про субсидии. А может ли она быть коммерчески успешной?

– Такие примеры существуют: «Медведи Камчатки. Начало жизни», «Акварель» (12+) Виктора Косаковского. Но для коммерческого успеха нужны очень большие деньги.

У нас был фильм «Не дождетесь!» (12+) о легендарном переходе подводной лодки С-56 из Владивостока в Мурманск через три океана в 1942 году. После войны она северным маршрутом вернулась во Владивосток. Получилось путешествие длиною 11 лет. На YouTube фильм посмотрели два с половиной миллиона человек. Для документальных фильмов это много.

Да, все, что мы делаем, – на гранты. Но это тоже непростой процесс, мы постоянно участвуем в конкурсах, доказываем состоятельность тех творческих идей, которыми занимаемся.

– Следующий год юбилейный – 80 лет полному освобождению Ленинграда от блокады. Будут от вас документальные фильмы?

– Четвертая часть всех работ студии «Телеинвест» так или иначе связана с историей блокады.

Конечно, это не случайно. У меня мама блокадница. У жены отец дошел до Берлина, а мать тоже блокадница. У студии очень много работ. Это и «Одним дыханием с Ленинградом» – стихотворный цикл. В этом году у нас в работе цикл «Забытый полководец», в нем мы рассказываем о тех генералах, которые внесли значительный вклад в Ленинградскую победу.

Также сейчас снимаем интереснейший фильм «Из Дахау – в блокаду». Речь в нем пойдет о конструкторе, который до войны создавал эскалаторы для московского метро, а 22 июня 1941 года оказался в Берлине в составе небольшой группы инженеров, перенимал там немецкий опыт. Их этапировали в Дахау. Потом путем сложнейших переговоров нашей и немецкой сторон их обменяли, вернули в СССР. В Ленинград он приехал 8 сентября 1941 года, в день начала блокады.

– Он выжил?

– Выжил. Но здоровье было подорвано. Его эвакуировали туда, где как конструктор он был нужнее. А его жена, певица Мариинского театра, оставалась здесь, в Ленинграде. Эта работа будет выходить к 80-летию полного снятия блокады.

– Как будете отмечать свой юбилей?

– Скорее всего, никак. Впрочем, в качестве подарка пришла радостная весточка из Симферополя. Там только что закончился Всероссийский этнографический фестиваль и Гран-при получил фильм режиссера Иннокентия Иванова «Нация в фарфоре» (6+), который мы создали при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Это дивная история об уникальной серии миниатюрных скульптур Павла Каменского, созданной по инициативе Николая II на Императорском фарфоровом заводе.

Если спросить, кто из людей, с которыми делал интервью, особо запомнился, то я скажу, что народная артистка РСФСР Алла Демидова. Довелось записывать с ней цикл об Ольге Берггольц в легендарной третьей студии Дома радио.

«Я участвовал вместе с Сергеем Починым в создании полусотни фильмов цикла «Пешком в историю», – рассказал политолог Юрий Светов. – Это очень интересно: взглянуть на фасады, мимо которых ты ходил много лет, и вдруг увидеть, как они наполняются жизнью. Подумать про известных людей, которые здесь жили, отдыхали. Готовясь к программе, ты не только узнаешь что-то новое про этих людей, ты и себя оцениваешь критически, сравниваешь с ними, а это весьма полезно».

Сергей Почин в 20062017 годах возглавлял крупнейшее на Северо-Западе России информационное бюро «Ямал-Регион». Дважды он становился лауреатом конкурса журналистов «Золотое перо».

В 1976 году Сергей Почин окончил факультет журналистики Ленинградского государственного университета.

Он – автор нескольких исторических книг, сценарист и режиссер ряда документальных теле- и кинолент. Генеральный продюсер более 40 документальных фильмов, в том числе выпущенных при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив.

Сергей Почин трижды удостаивался премии правительства Санкт-Петербурга в области журналистики (2015, 2017, 2020).

Работы творческого коллектива «Телеинвест» многократно получали высокую оценку профессионального сообщества, добивались наград на кинофестивалях «Победили вместе», «Россия», «Золотой бубен», «Евразия.DOC», «СеЗаМ» и других.

Сергей Почин – член коллегии Большого жюри Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, член ревизионной комиссии общероссийской Гильдии неигрового кино и телевидения, действительный член Евразийской академии телевидения и радио.

источник

Поделиться в социальных сетях и мессенджерах:

Переключение
языка