Ушел Андрей Шемякин… киновед, сценарист, вице-президент Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России, на XVIII кинофестивале «Победили вместе» возглавил жюри конкурса «История в кадре».
Ушел наш друг и коллега, человек-глыба, наследство которого как кинокритика, философа, сценариста, автора документального кино еще предстоит осмыслить. Друзья пишут: умный, уютный, добрый. Живой, яркий, внутренне сильный. Неповторимый. Подлинно русский интеллигент. Мощный талант с огромной эрудицией, высоким профессионализмом.
С момента беседы для «Вестника кинофестиваля» прошло чуть более двух недель. И вот это, по метким словам Андрея, уже история. История и память, которая останется с нами навсегда…
– Андрей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о нюансах оценки документального, хроникального кино.
– Особая сложность – работать председателем или членом жюри на фестивале, где твоя номинация напрямую связана с историей (она называется «История в кадре»), потому что историческая тема в кино – это всегда минное поле. Есть устоявшиеся стереотипы. Есть абсолютно конкретный материал той или иной степени проработанности. И есть, наконец, хроника, которая, так или иначе, связана с этим материалом. Наконец, есть искусство кино, монтаж, укрупнение, начальные и конечные точки съемки, панорамы, проезды. То есть – киноязык, который спрятан внутри старого кино, каким мы его воспринимаем. Потому что у нас нет отдельного взгляда на хронику, что очень плохо. У нас не воспитано историческое мышление в том, как мы воспринимаем хроникально-документальные фильмы. Также у нас не воспитана точка зрения на то, что то, что снято сегодня, завтра может оказаться уже историей.
– Документальное кино взаимодействует непосредственно с фактом жизни, зачастую уже со случившимся событием? Определите, пожалуйста, специфику прошлого на экране
– Сейчас самое интересное для меня – новая информация и то, насколько эта новая информация способна поменять точку зрения на уже известное. История не прекращается, а возобновляется. Это совершенно другая точка отсчета, и ее надо принимать во внимание, когда вы судите картину, независимо от того, хорошая она или не очень. Именно в этом смысле фильмы на исторические темы – это минное поле, потому что вы даже свой вчерашний день можете не узнать, не говоря уже о том, что было когда-то давно. И вдруг выясняется, что далекое прошлое не прошло, и оно как раз более актуально, чем вчерашний день, который вы успели забыть.
– Оцените, пожалуйста, роль фестивалей сегодня. Как они влияют на киноиндустрию?
– Сейчас роль кинофестивалей, вне зависимости от специфики, крайне важна, потому что фестиваль обеспечивает показ. А показ – это то, что обнародуется здесь и сейчас. И вот сегодня роль фестиваля огромная, потому что они, вроде бы только показывая, становятся формой проката.
– Что для вас хорошее документальное кино?
– Хорошее документальное кино – это фильм, с героем которого вы хотите познакомиться без посредников.
Беседовала Анастасия Леонова