Top.Mail.Ru

Главное – сохранить память о героях

В читальном зале библиотеки им. И.С. Тургенева 12 октября прошла встреча «Евразийского киноклуба документальных фильмов», где были показаны две картины: «Экспедиция старшего лейтенанта Георгия Яковлевича Седова» (1914 г.) и «Дневник белой вороны» (2022 г.). Картины представил режиссер неигрового кино Борис Дворкин, который в мельчайших деталях рассказал о том, что осталось за кадром. Поведал о том, зачем и почему он занимается проектом «Неизвестные герои Севера», и на что стоит обратить особое внимание при просмотре.

«Экспедиция Георгия Седова» – документальная лента, снятая русским писателем, исследователем Севера, участником экспедиции Г. Серова Николаем Пинегиным и вышедшая на экраны в далеком 1914 году. Поразителен и невероятен тот факт, что эта картина дошла до наших дней. Она примечательна не только своим возрастом, но и тем, что это был первый фильм, снятый в Арктике. Трудно представить, что более сотни лет назад люди, не имевшие ни передовых технологий, ни специальной экипировки могли осмелиться отправиться в такое далекое путешествие. И, самое главное, куда!? В неизведанные края, где могли поджидать любые опасности. Как бы там ни было, но волевую русскую душу трудно остановить, если она загорается идеей.

Георгий Седов, полярный исследователь, организовавший более 100 лет назад первую русскую экспедицию к Северному полюсу. Достичь Севера он попытался на судне «Святой мученик Фока». Трудная и рисковая экспедиция стала не самой удачной: малое количество запасов еды и воды, теплой одежды, старое судно, попавшее в ледовый плен и многое другое, сорвали планы покорить Северный полюс. Можно сказать, что отчасти, вина за проблемы и невзгоды, возникшие во время подготовки и уже во время самой экспедиции, лежала на Седове. Тем не менее за всеми этими неурядицами в первую очередь стояли люди, которые хотели открыть миру что-то новое и неизведанное и их благое стремление не может не вызывать восхищения.

Георгий Седов умер 6 марта 1914 г. на 18-йдень похода, недалеко от острова Рудольфа, где, по словам спутников, они его похоронили, ему было всего 36 лет. Да, Георгий Седов пошел на риск, тем самым обессмертив в истории свое имя и имена тех, с кем он был в экспедиции.

Многое из того, о чем я писал выше, было показано в киноленте 14-го года. Фильм не стремился отягощать зрителя сводками, картами и прочими подробностями. Картина скорее стремилась передать ощущение радости от открытия. Счастливые люди, которые с «огнем в глазах» двигались в неизведанные края к своей цели. В картине присутствуют сцены, где исследователи кормят белых медведей и играют с ними. А постановочная сцена, где на корабль приходит сам Нептун и общается с Седовым и его командой, вызывает добрые радостные чувства. Фильм поучал и развлекал зрителя – схема, которая в будущем станет ключевой при создании любой документальной, а точнее научно-популярной ленты.

То же самое можно сказать и про вторую картину «Дневник белой вороны» Бориса Дворкина, которая рассказывает историю Нины Демме – советской ученой, покорительницы Арктики и первой в мире женщины-начальницы полярной станции в бухте Тихая на Земле Франца Иосифа. Во время полярной зимовки она едва не погибла от когтей белого медведя, но смогла застрелить зверя. Опять-таки, фильм дает возможность взглянуть на героиню не только с точки зрения истории и науки, но и с «бытовой» стороны. Эта очень личный фильм, который дает возможность во всех деталях узнать истории тех людей, что много лет назад творили историю Севера.

Во время представления и обсуждения картин Борис Григорьевич Дворкин часто упоминал роман Вениамина Каверина «Два капитана». Было ли это специально или случайно, но в этот вечер он рассказал истории «двух капитанов». Интригующие, интересные, спорные истории, где часто трудно однозначно сказать о поступках этих людей. Тем не менее, что Георгий Седов, что Нина Демме – удивительные люди, о чьих историях должны знать все. Пока есть такие проекты, как «Неизвестные герои Севера», люди будут узнавать имена тех, кто в свое время изменил ход истории. Ведь главным остается одно – сохранить память об этих людях будущим поколениям.

Максим Петров

Поделиться в социальных сетях и мессенджерах:

Переключение
языка