Элен Перру – французский историк, культурный и общественный деятель, советник бывшего президента Франции Жака Ширака. На 20-м Международном кинофестивале «Победили вместе» имени Владимира Меньшова в Сочи она представила фильм “Саша Гитри: Дом артиста «Усадьба Зоак» режиссера Дороте Пуавр Дарвор, который вошел в программу “Ателье киноискусства”. После кинофестиваля она поделилась своими впечатлениями о смотре с журналистом, кинодокументалистом Аидой Соболевой.
А.С.: Элен, как вы видите международную миссию кинофестиваля «Победили вместе»?
Э.П.: Мне кажется очень важным то, что на этот фестиваль смогло приехать большое количество иностранцев, в том числе из так называемых «недружественных» России стран. Именно в такие напряженные времена надо обязательно встречаться, продолжать диалог, строить мосты (или хотя бы мостики) между народами, чтобы через культуру все-таки друг друга понимать, узнавать больше друг о друге.
А.С.: Я знаю, что вы привезли на фестиваль фильм о своем доме во Франции. Это ваш родной дом?
Э.П.: Нет, ключи от этого дома у меня появились 4 года назад. Но почему я его купила? Этот дом принадлежал великому французу – писателю, актеру, режиссеру, который носил русское имя Саша. Французы убеждены, что он русский человек, хотя в нем нет ни капли русской крови. Это Саша Гитри. Конечно, Саша для французского уха звучит очень по-русски. Почему же у него такое русское имя? Этот человек родился в Санкт-Петербурге в 1885 году. Его отец был очень известным актером – его звали Люсьен Гитри. Семь лет подряд он играл в Михайловском театре. Он подружился с царской семьей, и когда у него родился сын, Люсьен назвал его Александром – в честь императора Александра III, который был крестным отцом мальчика.
Саша вырос, уехал во Францию и стал талантливым литератором. Все образованные французы его знают, а некоторые критики даже называют его «Мольером XX века», так как он был невероятно остроумным человеком – афоризмы из его пьес и фильмов у всех на слуху.
Имя Саши Гитри мистическим образом связано и с моей личной судьбой. Когда в 2008-м году я работала атташе по культуре [в Генеральном консульстве Франции в Санкт-Петербурге], мне пришлось искать новый адрес для Французского института, и я нашла его – Невский проспект, 12. Там размещался банк, у которого как раз было свободное помещение, и мы в него переехали. Потом мне стало интересно узнать про историю этого здания, и я выяснила, что по этому адресу родился Саша Гитри! Получается, я «вернула Францию» в его родной дом. А еще через несколько лет, покупая в Нормандии дом для своей семьи, я интуитивно выбрала первый загородный дом Саши Гитри во Франции!
Когда он купил это поместье в 1907 году, там уже стоял небольшой особняк, который он целый год перестраивал, делал из него Театральный дом для своих друзей-артистов. Там был его «домашний театр», там собирался весь цвет Парижа того времени, вплоть до 1918 года.
А.С.: Расскажите о связи дома с Клодом Моне
Э.П.: Клод Моне часто там бывал. Он дружил с Гитри, хотя между ними было 45 лет разницы. Это было похоже на дружбу отца и сына. Как раз в то время Гитри не видел своего родного отца, потому что они поссорились, а у несчастного Моне в 1914 году умер старший сын. Я не знаю, насколько эти обстоятельства их сблизили, но известно, что Гитри восхищался искусством Моне, а художник очень уважал Гитри и специально нарисовал для своего молодого друга сад. Сохранились письма Клода Моне, адресованные «садовнику Саша Гитри», которые нам передала правнучка самого «садовника».
Уже в те годы Гитри всерьез увлекся кино и снял 12 самых знаменитых деятелей искусства Франции. Благодаря ему мы имеем уникальные кадры Клода Моне, который пишет картины, Огюста Родена, который лепит скульптуры, Камиля Сен-Санса, который дирижирует оркестром…
Гитри первым в 1915 году использовал движущуюся кинокамеру, установив ее на машине, ехавшей по длинной аллее вблизи его дома в Нормандии. Считается также, что именно Гитри ввёл в киноискусство закадровый голос, комментируя свои съемки.
А.С.: Это очень интересный факт!
Э.П.: Саша Гитри – очень интересная и многогранная личность. Жалко, что в России это имя не приобрело широкой известности, хотя некоторые его пьесы были переведены на русский язык. Он мог бы стать тем самым «мостиком» между русской и французской культурой, тем более что он родился в России.
А.С.: А вы родились во Франции?
Э.П.: Нет, я родилась в Москве и провела там раннее детство. Моя мама русская, а папа француз. Когда мне исполнилось 7 лет, мы уехали во Францию. С 1996 по 2004 годы я работала помощником президента Жака Ширака. В 2005 году приехала в Санкт-Петербург, где до 2008 года возглавляла Французский институт при посольстве Франции в России.
А.С.: Я слышала, что Вы еще и многодетная мать.
Э.П.: Да, у нас с мужем пятеро детей.
А.С.: Боже мой, пять детей! Как же Вы всё успевали?
Э.П.: В Елисейском дворце были ясли. Когда мы с мужем приехали работать в Россию, у нас уже были 3 дочки, а в Петербурге родились 2 сына. Они живут во Франции, но изучают русский язык, и русская культура, я надеюсь, займет важное место в их жизни.